портяной владимир
vladimir portyanoy

 

 

 

о творчестве

 

 

                                                                                    ■  В творчестве НЕТ ЦЕЛИ, ибо в нем нет победы, которую можно одержать, и нет конца, которого можно достигнуть.   Но ЕСТЬ ПРОЦЕСС -переживание (который включает в себе и цели, и победы).

                                                                                    ■ ПЕРЕЖИВАНИЯ являются НАГРАДОЙ, потому что человек без цели, а значит и без спешки, поворачивается к МИРУ всеми своими чувствами.

                                                                                    ■ ХУДОЖНИК становится «ПУСТЫМ СОСУДОМ» - чтобы вместить этот МИР, т.е. пережить «ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС». 

                                                                                    ■ СПЕШКА всегда ПРИНУЖДЕНИЕ к цели.  Неторопливость без цели - это «выращивание» ЭКСТАЗА от «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС». Поэтому самое важное, что ДЕЛАЕТСЯ через ТЕБЯ и что при этом переживается. Это и есть для меня состояние ВЫСШИХ ПИКОВ ТВОРЧЕСТВА....                                                                                                                                                                   

                                                                                   ■  Все творческие люди -  музыканты, поэты, живописцы пытались выразить НЕВЫРАЗИМОЕ, НЕПОЗНАВАЕМОЕ, но это так трудно, что даже если нам удается дать непрямой намек - просто палец, указывающий на луну - это уже достижение.

                                                                                  ■  НЕВЫРАЗИМОЕ  не имеет Смысла, оно имеет ЗНАЧЕНИЕ и когда мы пытаемся выразить его разными способами - это ТВОРЧЕСКИЙ процесс.

                                                                                  ■ А если просто переживаем Нечто НЕВЫРАЗИМОЕ, что частично происходит и в творчестве, и если это Переживание становится ТОТАЛЬНЫМ, ГЛУБОКИМ и ТЫ переживаешь ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ в СЕБЕ и СЕБЯ в ЗАПРЕДЕЛЬНОМ .

                                                                                 ■ Становишься ЕДИНЫМ с НИМ, убрав «ОБЛАКА УМА» с бесконечного сияющего невыразимой КРАСОТОЙ -БЕСПРИЧИННОГО и потому ВЕЧНОГО «НЕБА СОЗНАНИЯ» - это и есть МЕДИТАЦИЯ и МОЛИТВА, это и есть опыт осознания БЕССМЕРТНОГО ДУХА в нас ....

                                                                                ■ Если в творчестве важен РЕЗУЛЬТАТ или цель, то это НЕ ТВОРЕНИЕ, это работа (заказная работа?!).

                                                                                ■ Такую работу мы делаем САМИ при помощи «ЭНЕРГИИ УМА». Когда же наступает НАСТОЯЩЕЕ творчество, то ДЕЛАТЕЛЯ НЕТ, а есть ДЕВСТВЕННЫЕ энергии, которые не стали «ЭНЕРГИЕЙ УМА».

                                                                                ■ Которые резвятся и ИГРАЮТ в тебе. Ты лишь разрешаешь им это. Тогда ты становишься ФЛЕЙТОЙ НА ГУБАХ БОГА....

                                                                                ■ Владимир Портяной

 

 

 

 

           

             

                                                                                      ■ Любое занятие может быть или Деятельностью или Действием.

                                                                                      ■ Деятельность исходит из беспокойного ума, она пользуется Опытом , который уже познан, ничего нового он не содержит и в лучшем случае через него развивается или закрепляется уже Открытое.

                                                                                       ■ Это похоже на пение " механической птицы"  Это "сухая" логика - в ней есть Смысл но нет Значения. В ней есть"запах нафталина" но нет "аромата Запредельного"                                                                                                            "                                                                                        Действие исходит из "молчаливого Ума " - оно спонтанно , в нём нет Опыта и Делателя, оно похоже на пение " живой птицы " это Поэзия Непознанного - озарение с высших планов Разума или Сознания. В  нём нет Логики но есть Значение.

                                                                                       ■  В творчестве Деятельность больше нужна для "грунтовки холста" - для его "написания" нужна энергия Действия. В жизни мы почти все "грунтовщики" и очень редко Действенники.

""

    

  

                                     

                                                 

Loosing his or her integrity is the biggest threat that a contemporary artist faces in his work. Some of them by trying to avoid reproaches with being too fashion oriented turn arteficially sophisticated, unreasonably scholastic and falsely significant. The other extremity is an attempt to be good for every­body. Those who fallow the second line produce infantile, middling pieces of what they often try to pass for naive art. To Vladimir Portyanoy's credit, he managed to avoid by-passes and to keep the right for unlimited artistic and spiritual freedom. That is why he is sophisticated and easy to under­stand at the same time which could be true only with a real artist. The secret of his method rests with his Slavic understanding of the World depicted with the means of contemporary European paint­ing, of which he selected the most loose and expressive (Picasso is not by chance his favourit artist]. It means he hono- rably continues what was started at the turn of the century by the best of his countrymen, those who, as members of "Russian artistic landing forces" have engrafted a spicy bud upon the cul ture of Western Modernism, fragrant with mortal splendour. It could seem strange if he wouldn't address the Bible-it became the founda­tion of the World Classics, but only in Russia the attitudes towards the Holy Scriptures was marked with a special, almost ecstatic thrill. It were Russian artists who placed the prototypes of the ancient Christian stories in a plain lzba-a Russian peasant house and without lavish details in a phili-sophical way they coupled the signs and images of the distant magic Orient with scanty simplistic averyday life of people eager for romantic ideals. Vladimir Portyanoy has learned how to use the energy of magic codes and symbols, but he never shies away from pure peasant aesthetics and decore. He uses falk motives as the only means to help reestablish the fundamental harmony, to gain back the perfection, to find the way out of the abyss we got in having betrayed the higher. Holy orienta­tion, which still exist in the spheres of "na tional", "Ethnic". Whatever is the topic of creative exercis­es of the artist (and the area of his unsatis fied .tri­als is quite substantial), the essence of every single effort of his, - inflaming and persistent - his pas­sion was to restore the Holy Heavenly as well as human Cosmos. His every single painting or a series is a new attempt by the artist to fill in the gap of spiritlessness, to win a foreground in a tru-ely Apocalyptical struggle for a new and changed World.

Igor Dudinsky

If the result or goal has become the priority in art the art itself has stopped being a creation but has become a pure custom-made job. This sort of work we perform by means of brain energy. In case of pure art there is no creator but vir­gin energy which has not become intellect but it frisks plays inside us and you do not interfere. And you are turned into a "flute" on God's lips.

Art does not have a goal, for there is no victory in it which we could achieve; there is no end which we could reach. But there is a process of experience which includes goals, victories; the experience has become a reward because a person without a goal, without haste faces the world with all his feelings and he turns up to be empty to let this world in and experiences here and now. Haste is always a compulsion to achieve a goal; while leisure allows to cultivate a state of ecstasy here and now. It is vitally important how it is done and what you feel in the process. And it represents a peak in my creativity.

Vladimir Portyanoy

 

 

                                                                                   ■  Самая большая опасность, подстерегающая современного художника - боязнь быть самим собой. Некоторые, пугаясь упреков в „шлягерности", нарочито изощряют живописный язык, опускаются до „зауми", наукообразия, ложной многозначительности. Другие впадают в противоположную крайность, стремятся любой ценой понравиться всем и каждому, производят инфантильные, средненькие поделочки, порой маскируя их под „наивное" искусство.  

                                                                                     ■ Заслуга Владимира Портяного в том, что он счастливо избежал обоих соблазнов, сохранив за собой право на неограниченную творческую и духовную свободу. Поэтому он и доходчив, и сложен одновременно - признак, безошибочно присущий настоящим художникам.                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                    ■ Секрет его метода - в раскрытии славянского мироощущения средствами современной европейской живописи, из которых он взял на вооружение самые раскованные и выразительные (недаром наиболее почитаемый им мастер -Пикассо). Это значит, что он с честью продолжает начатое в начале века лучшими из его соотечественников - теми, кто в составе легендарных „русских артистических десантов" привил пряный, экзотический черенок к благоухающей смертельной роскошью культуре западного модерна.

                                                                                   ■ Было бы странно, если бы он не обратился к библейским сюжетам - они стали фундамен-тальной основой всей мировой классики, но именно в России отношение к божественным первоисточникам окрасилось особым, граничащим с экзальтацией трепетом. Именно русским живописцам удалось ввести персонажей древней христианской истории в деревенскую избу, без сусальности, философски-органично повенчать приметы и образы дальнего, окутанного таинственной дымкой Востока со скудной, незатейливой повседневностью жаждущего романтики, тоскующего об идеале народа.

                                                                                     ■ Владимир Портяной, овладев энергетикой сложнейших магических кодов и символов, вместе с тем не стыдится и чисто „крестьянской" эстетики и декоративности, используя фольклорное начало как спасительное средство восстановить первозданную гармонию, обрести утраченное совершенство, выбраться из бездны, в которую завела нас измена высшим, небесным ориентирам - тем, что пока еще, к счастью, различимы именно в сфере „национального", „этнического". Какая бы тема ни занимала воображение живописца (а диапазон его ненасытных поисков достаточно широк), в сущности его единственной - пламенной и неотступной - страстью остается идея реставрации космоса - как божественного, горнего, так и человеческого, земного. Каждый его холст, цикл - это еще одна попытка художника заполнить зияющую брешь бездуховности, от-воевать очередной плацдарм в поистине апокалиптической битве за новый, преображенный мир. -    

                                                                                      ■  Игорь ДУДИНСКИЙ